Hosted by uCoz
Мастерская

Нажмите для увеличения

Уход за велосипедом

Велосипед достаточно просто держать в ухоженном состоянии, всегда готовым к езде. Это также поможет уменьшить затраты на последующий ремонт. Ведь если вовремя определить, что пора менять, к примеру, подшипник и сразу исправить данную неполадку, не дожидаясь, когда во время гонки вдруг выйдет из строя целый узел, то можно сэкономить массу времени и денег. Не уделяя внимания своему велосипеду, ты рискуешь довести его до такого состояния, что одними мелкими заменами дело не обойдется.

Таким образом, полезно внедрить график осмотра велосипеда, подразделяя его на ежедневный, еженедельный и ежегодный, более подробную информацию о которых ты найдешь ниже.


Ежедневный осмотр

Это может показаться слишком надуманным, однако есть несколько вещей, которые необходимо проверять перед каждым выездом.

Шины

Проверяй накачку велосипедных шин перед тем, как ехать кататься, в зависимости от условий дороги: 4 атмосферы для ровной дороги с твердым покрытием, 3 атмосферы для умеренно ухабистой дороги, опять же с твердым покрытием, 2 атмосферы для маршрута, где встречается мягкий грунт.

Руль

Убедись, что руль расположен ровно, на правильной высоте и крепко закреплен в выносе, а вынос - на рулевой трубе.

Седло

Убедись, что седло установлено ровно, на правильной высоте и хорошо закреплено.

Тормоза

Толкая велосипед вперед, проверь эффективность тормозов (насколько каждый тормоз может заблокировать колесо), прижимая рычаг тормоза на расстояние около 2 сантиметров до руля.

Передачи

Подними заднее колесо над землей и, вращая педали рукой, переключай скорости, проверив при этом все комбинации.


Еженедельный осмотр

Как минимум после недельной езды на велосипеде необходимо его чистить и выполнять все указания по ежедневной проверке, а также, в дополнение к вышеуказанному, делать следующее.

Колеса

Проверь наличие сломанных спиц в колесах, а также их вибрацию. Для этого подними над землей колесо и медленно покрути его. Зафиксируй взгляд на одной точке, к примеру, на тормозной колодке. Если колесо вибрирует из стороны в сторону по отношению к точке, на которой ты зафиксировал взгляд, оно требует ремонта.

Тормоза

Проверь, что получится, если ты нажмешь до упора на рычаг тормоза. Тормозные колодки должны прижать край обода всей своей поверхностью. Отрегулируй тормоза, если этого не происходит.

Шины

Осмотри шины на наличие видимых повреждений, потертостей, удали посторонние предметы, застрявшие в протекторе, либо при необходимости замени шины.

Шатуны

Используя ключ, подтяни болты, которые прижимают шатуны к каретке.

Общая проверка

Проверь, хорошо ли затянуты все остальные болты и винты, свободно ли ходят все движущиеся части велосипеда, а также правильно ли все отрегулировано. Отремонтируй или замени все поврежденные детали.

Смазка

Так как цепь всегда находиться в движении, она имеет тенденцию "сбрасывать" с себя масло. Кроме того, во время поездки цепь покрывается пылью и грязью, после чего масло, которым она смазана, смывается после очередной мойки или во время движения. Если оставить цепь не смазанной, она, впрочем, как и звездочки каретки и задней втулки, изнашивается гораздо быстрее, а переключатель передач просто-напросто перестает работать так, как надо. Во избежание этого необходимо смазывать цепь и очищать ее от грязи как можно чаще. Для тех, кто не расстается с велосипедом в течении года, понятие "часто" означает: раз в неделю - зимой и раз в две недели - летом. Дополнительное смазывание положено цепи каждый раз, как только вы вместе с вашим велосипедом попали под дождь. Для более "ленивых" график смазывания выглядит следующим образом: каждый раз после поездки на природу, а также после каждой продолжительной поездки (на расстояние не менее 60 км). Вопрос, в какие промежутки времени следует смазывать остальные детали и узлы велосипеда, остается открытым.


Ежегодный осмотр/ежемесячный осмотр при катании в спортивном режиме

Если ты пользуешься велосипедом круглый год, то описанную ниже процедуру необходимо выполнять дважды в год, а если ты катаешься в режиме спортивных нагрузок; то каждый месяц. В этом случае велосипед будет как новенький и прослужит всю жизнь, если, конечно, ты не испортишь раму. Если ты используешь велосипед лишь в сезон хорошей погоды, проводи данную работу в конце сезона, тогда в начале следующего будет достаточно еженедельных инспекций.

Итак, во время ежегодного осмотра делай следующее: вначале произведи все работы, описанные в разделе "Еженедельный осмотр", отмечая, какие детали требуют особого внимания, так как именно они могут потребовать ремонта или замены. Далее действуй по нижеприведенному списку.

Колеса

Прежде всего осмотри колеса на предмет повреждения ободов и покрышек, а затем сними их.

Проверь втулки на люфт (колесо должно свободно крутиться, при этом не быть перетянуто, и не должно быть люфта). Предпочтительнее разобрать и смазать втулки.

Цепь

Сними цепь и измерь длину отрезка в 100 звеньев. Замени всю цепь, если длина превышает 129,5 см. То, что цепь начинает вытягиваться, признак ее износа, а это может привести к повреждению трансмиссии. Кроме того, изношенная цепь также будет стирать передние и задние звезды. Если цепь не так сильно потерлась, просто промой ее в растворителе, сразу же смажь (чтобы предотвратить появление ржавчины) и установи на место.

Каретка

Проверь ее на легкость вращения. Если каретка ремонтируемая, сними шатун, разбери и отремонтируй подшипник. Для ремонта картриджных подшипников лучше обратиться в сервисный центр.

Рулевая колонка

Убедись, что она легко вращается. Предпочтительнее разобрать ее и смазать подшипники.

Переключатели

При снятой цепи почисть, проверь и смажь оба переключателя скоростей, при этом необходимо убедиться, что стержень работает гладко и маленькие колесики(ролики) заднего переключателя поворачиваются свободно. При необходимости отремонтируй или замени их.

Амортизаторы

Амортизаторы - это достаточно сложно устроенные детали велосипеда. Желательно не терять описания по их обслуживанию и для осмотра и замены их компонентов обратиться к квалифицированному веломеханику.

Чистка велосипеда

Мыть велосипед необходимо по мере его загрязнения: как минимум раз в месяц в сухую погоду и намного чаще в сырую.

Процедура мытья:

1. Если велосипед сухой, пройдись по нему мягкой щеткой или тряпкой, чтобы стереть с него всю грязь и пыль. Если велосипед или грязь на нем мокрые, промой его большим количеством чистой воды. Избегай попадания воды во втулки, каретку и подшипники рулевой колонки.

2. Протри все труднодоступные места мокрой тряпкой. Обмотай отвертку влажной тряпкой и почисти зазоры между передними и задними звездами, стержень переключателя скоростей и так далее.

3. Дай велосипеду окончательно просохнуть.

После этого необходимо смазать цепь и, возможно, другие компоненты.


Шины и камеры

Если вы вдруг обнаружите прокол, решите заменить шину или поврежденную спицу, первым делом извлеките камеру. Прокол - может случиться с каждым. Однако иногда его причина - пренебрежительное отношение к состоянию шин.

Если перед поездкой вы забудете проверить и при необходимости подкачать шины, это может стать причиной повреждения ее боковин. Податливая поверхность плохо накаченной шины также является причиной застревания в ней инородных предметов. Если шина спущена, при преодолении препятствий камера может оказаться защемленной ободом колеса. Поэтому следует раз в две-три недели подкачивать обе шины.

Другой возможной причиной прокола является сильный износ шины, даже в том случае, когда велосипед законсервирован, особенно если он стоит на спущенных колесах. Замена обеих шин раз в два-три года снизит вероятность непредвиденного прокола.

Шины, усиленные "Кевлавром", обладают сопротивлением к проколам. "Кевлар" (Kevlar) - волокнистая структура из композитного материала, свитая в ленту, проложенную под протектором шины. Усиленные таким образом шины служат значительно дольше. Прокол камеры с внутренней стороны обычно сопровождается износом ободной ленты, но чаще он возникает при ее отсутствии. В этом случае причиной прокола является действие на камеру головки спицы. Поэтому вовремя проверяйте состояние ободной ленты.

Иногда причиной прокола может стать вентиль, пропускающий воздух. Большинство велосипедов оборудуются вентилями Presta, которые имеют в своем составе резьбовую втулку. Если вы не можете найти место прокола, извлеките камеру, слегка накачайте ее и окуните в таз с водой и убедитесь в отсутствии травления воздуха из камеры.


Ремонт камеры

Всегда при снятии шины с обода колеса убедитесь в отсутствии с ее обратной стороны осколков стекла. Затем осмотрите протектор и боковины на предмет появления порезов. Ремонтный комплект обычно содержит резиновую накладку, с помощью которой можно заделать (с внутренней стороны) небольшое повреждение шины. Если дыра окажется слишком большой, можно использовать кусок старой покрышки.

Отправляясь в дальнюю дорогу или на прогулку по пересеченной местности, стоит взять с собой запасную амеру и запасную покрышку.

Устранение прокола

Пометьте поврежденный участок камеры светлым мелком, чтобы не потерять его после снятия камеры. Обработайте поверхность вокруг места прокола наждачной бумагой, чтобы очистить ее от отложений. Удостоверившись, что поверхность камеры сухая и чистая, выберите заплатку подходящего размера. Нанесите на поверхность камеры по периметру дыры тонкий слой резинового клея

Если вы пользуетесь стандартными резиновыми заплатками, обождите, пока клей не высохнет. После этого подцепите уголок клейкой подложки белого цвета, сдерите ее с заплаты, и установите последнюю на поврежденный участок камеры. Постарайтесь, чтобы центральная часть заплаты точно совпадала с отверстием в камере. Разгладьте заплату от центра к краям. Затем с силой надавите на заплату (особенно на ее края), используя для этого любое приспособление с плоскими гранями. Через 20 секунд отогните заплату наполовину. Отсоедините поверхностный слой.

Ремонтный комплект обычно содержит резиновую накладку, с помощью которой можно заделать (с внутренней стороны) небольшое повреждение шины. Если дыра окажется слишком большой, можно использовать кусок старой покрышки. Отправляясь в дальнюю дорогу или на прогулку по сильно пересеченой местности, стоит взять с собой запасную камеру и запасную покрышку.


Встречающиеся неисправности

После того, как вы выполните проверку технического состояния велосипеда, вы будете обладать достаточным опытом определения причин неисправностей общего характера. Ознакомившись с данным материалом, вы сможете справляться и с более необычными и сложными поломками.

Проверка велосипеда позволит дать общее определение его технического состояния: готов ли он к эксплуатации или нет. Однако она не поможет в диагностике более мелких неисправностей и дефектов.

Самым большим источником проблем является переключатель передач. Если передачи включаются не так, как следует, а первичная регулировка не приводит к устранению неисправности, вернитесь к самому началу и выполните регулировку еще раз. Если и на этот раз все остается по-прежнему, похоже, вам придется что-то менять: цепь, звездочки, а может, даже и переключатель. Если вы можете просто приподнять цепь и снять звено со звездочки каретки - цепь изношена. Износ цепи не требует немедленных мер, однако в этом случае звездочки каретки и заднего колеса изнашиваются быстрее, чем обычно, что в свою очередь приводит к нечеткому включению передач. При появлении характерного шума, который прекращается сразу после того, как вы перестаете крутить педали, проверьте работоспособность передач. Для устранения шума попробуйте повернуть регулировочный винт троса привода на пол-оборота против часовой стрелки. Вы можете устранить выскакивание цепи из зацепления с звездочкой задней втулки путем полной перенастройки заднего переключателя. Ели это не даст положительного результата, проверьте цепь: она может оказаться чересчур длинной. Когда цепь надета на самые большие звездочки задней втулки и каретки, вилка переключателя должна быть направлена в сторону пола.

Еще одной причиной разочарования, которое часто посещает неудачливого владельца 2-колесного транспортного средства, являются шины. Даже если протектор выглядит блестяще, это еще не означает, что боковины шин находятся в идеальном состоянии. При их внимательном осмотре вы сможете быть крайне удивлены, как вам еще до сих пор удается избегать проколов. Установка качественных шин - вот самый простой и наилучший способ модернизировать велосипед и избавиться о излишних хлопот. В отдельных случаях при правильной накачке шин ваш велосипед будет двигаться быстрее, чем раньше. Издалека шины могут выглядеть великолепно, однако чтобы получить истинную картину, необходимо приглядеться к ним более внимательно. Для определения дефекта боковины надавите сверху на протектор и осмотрите боковые стенки шины на наличие разрывов и порезов.

Скрип и другие посторонние звуки могут быть вызваны трением металлических поверхностей. Не пытайтесь устранить их путем перезатягивания крепежных болтов, так как в этом случае вы можете сорвать их резьбу.

Несколько слов о тормозах. Даже если толщина резиновой колодки соответствует норме, это еще не означает, что колодка будет плотно облегать обод колеса и способствовать эффективному торможению. Если вы обнаружите, что во время торможения колодка проскальзывает на ободе, замените дефектную деталь, а затем отрегулируйте положение колодки относительно колеса. При правильно выполненной регулировке колодка должна быть установлена параллельно ободу либо с небольшим углом внутрь (с положительной сходимостью) в направлении передней части велосипеда. Покупая новые колодки, обратите внимание на инструкцию, которая может быть приложена к ним. Не надейтесь, что сразу после установки новых колодок тормоза вашего велосипеда будут схватываться "намертво". Новым деталям необходимо приработаться, т.е., изнашиваясь, они принимают форму поверхности, с которой они контактируют в момент торможения.

Ну и наконец, нельзя забывать о подшипниках. При большом пробеге велосипеда подшипники изнашиваются и могут стать причиной поломки или ухудшения его эксплуатационных характеристик.

На главную
Мастерская
Правила
События
Досье
Форум
Оказание первой медицинской помощи